Теоретическое отделение

Многообразны задачи, стоящие перед педагогами теоретического отдела. Главной является освоение учащимися основных музыкально-теоретических дисциплин:

  • Сольфеджио
  • Слушание музыки
  • Музыкальная литература
  • История музыки
  • Элементарная теория музыки
  • Гармония
  • Импровизация
  • Композиция

Без начальных навыков и тренировок по этим предметам невозможно далее переходить к профессиональному музыкальному образованию. На занятиях музыкально-теоретического цикла развиваются слуховые навыки и память, эстетический вкус, разнообразна палитра музыкальных (слуховых и визуальных) впечатлений. При этом педагогу необходимо сочетать на уроке – и шире, во всей своей преподавательской деятельности – профессиональные навыки и дидактические приёмы с глубоким пониманием психологии ученика.

Педагоги-теоретики Центра достаточно успешно справляются с этими задачами, несмотря на растущие с каждым днём трудности (поколенческие изменения и потребности времени). На отделе работают опытнейшие педагоги. Достаточно назвать А.Б. Бородину, Н.Б. Гончарову, Н.Н. Карш, С.Н. Иванову, Е.Ю. Сапетину, М.М. Смоляницкую, стаж работы которых только в Центре составляет 35 лет и более. Творческая деятельность этих педагогов сформировала традиции и стиль преподавания музыкальной школы и лицея на Охте. А потому и в методической работе на отделе упор ставится на принцип преемственности поколений. Молодые коллеги воспитываются не только на методических разработках старейших педагогов, но и в непосредственном контакте с ними. За много лет на отделе разработана уникальная методика преподавания сольфеджио, которая многократно доказала свою эффективность в подготовке профессиональных музыкантов. Занятия сольфеджио начинаются на подготовительном отделении Центра и продолжаются до последнего года обучения, и основные принципы методики сохраняют свою актуальность на протяжении всех этих лет.

Радостно, что ряды преподавателей пополняют наши выпускники. Творчески продолжая традиции, работают молодые педагоги-теоретики Н.А Романова и Л.А. Урядникова. Они показывают свою методическую деятельность, выступая с открытыми уроками и организовывая фестивали-олимпиады в рамках работы УМЦ.

Изобретательно и интересно проводят занятия по музыкальной литературе Н.Б. Гончарова, М.М. Смоляницкая и Д.Я. Золотницкий – автор оригинального пособия по музыкальной литературе, во многом восполнившего недостаток учебников по этому предмету, в которых в большой исторической перспективе рассматриваются музыкальные события и анализируются конкретные сочинения.

Педагоги-теоретики центра, ведя активную методическую работу, не остаются в стороне от современных тенденций музыкально-теоретической науки. Они периодически занимаются на курсах повышения квалификации, выступают на них со своими докладами и открытыми уроками.

Особое место в ряду предметов занимает композиция, класс которой ведёт Н.Н. Карш – член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Творческая деятельность Наталии Николаевны с каждым годом становится всё более активной и плодотворной.
Все годы на отделе велась просветительская работа. Вот всего лишь несколько примеров. Ежегодно Н.Б. Гончарова выступает с лекциями-комментариями к концертам классов педагогов-инструменталистов, с 2005 по 2009 год она проводила абонемент «Музыка от А до Я». С 1994 по 2004 год руководитель отдела М.А. Дунаевский вёл абонемент «Великие имена, великие озарения». Абонемент был создан специально для учащихся центра, в нем принимали участие как ученики школы и лицея, так и выпускники, ставшие профессиональными музыкантами. В последние годы этот абонемент преобразовался в серию юбилейных концертов, посвященных памятным датам в истории мировой музыкальной культуры.

Стабильность и уровень работы музыкально-теоретического отдела Центра проявляются в успешной сдаче выпускниками экзаменов по теоретическим предметам, а также в успешном продолжении ими занятий по выбранной музыковедческой профессии. Достаточно назвать, к примеру, Т. Маликову, Н. Хрущову, Е. Чернякову, Е. Наумову.

Музыкально-теоретический отдел занимает очень важное и весомое место в целостной музыкально-педагогической концепции Центра эстетического воспитания на Охте.