Подготовительное отделение

Подготовительное отделение существует со дня основания музыкальной школы № 26. Основные методические принципы обучения детей, которые были выработаны в ДМШ № 26, легли в основу работы с детьми дошкольного возраста в ОЦЭВ. Педагоги Л.А. Аншелес, А.Б. Бородина, В.В. Сапетин, Е.Ю. Сапетина, С.Н. Иванова стояли у истоков организации этого учебного процесса. Дыхательные и фонопедические упражнения, разучивание песен по слуху, реакция на изменение темпо-ритма, получение знаний по теории музыки, общая координация движений, активизация внимания и ориентирование во времени и пространстве и еще многое другое является обязательным на занятиях с детьми, начиная с трехлетнего возраста.

Подготовительное отделение количественно расширялось на всем протяжении своего существования. В настоящее время это фундамент нашего центра, здесь занимаются свыше ста детей дошкольного возраста. Основная задача, которая стоит перед педагогами отделения – это подготовка детей к поступлению в 1-й класс ОЦЭВ. Для этого дети 5 и 6 лет, помимо занятий по музыкальному воспитанию, имеют возможность заниматься на любом инструменте по выбору. К моменту поступления в 1-й класс все, как правило, определяются с выбором инструмента по специальности. Учащиеся подготовительного отделения, прошедшие курс подготовки объемом в два, три или четыре года перед поступлением в ОЦЭВ, качественно отличаются по уровню музыкального развития от тех детей, которые приходят в 1-й класс без подготовки. Дети легче усваивают сложный материал и в других областях знаний.

Подготовительное отделение Центра предоставляет родителям возможность выбрать для своего ребенка оптимальный возраст для начала обучения (от 3,5 до 6 лет) и направление обучения: музыка, хореография, изобразительное искусство.
В течение многих лет в Охтинском центре отрабатывалась комплексная модель развития дошкольника. На базе детского сада № 4 Красногвардейского района реализовывались развернутые учебные планы эстетического развития детей с раннего возраста, происходило первоначальное творческое знакомство с различными видами искусства, что позволяло при переходе к школьной ступени образования сделать осознанный выбор вида искусства и степени его освоения – от любительского до профессионального.

Преподавателями подготовительного отделения разработаны инновационные программы по предметам: «музыкальное воспитание», «сольфеджио», «музыкальная пластика», «основы изобразительного искусства». При создании программ использованы современные методики К. Орфа, В.В. Кирюшина, Г.А. Шатковского, А.И. Бурениной.

В настоящее время на отделении успешно работают педагоги, которые в прошлом сами здесь учились: Н.А. Романова и А.Р. Приходченко. Педагоги О.В. Баукина, С.В. Рогожина, Е.А. Леонова на протяжении многих лет проводят единую методическую политику в деле музыкального воспитания детей дошкольного возраста. К этой трудной и такой необходимой работе педагоги отдела относятся с большой ответственностью и профессионализмом.

Из воспоминаний Е. Ю. Сапетиной о первых годах работы подготовительного отделения

Как хороший дом не построить без качественного фундамента, так и высокого уровня музыкального образования нельзя достичь без сильного дошкольного отделения. Это легко сказать, а осуществить – не просто.

Я не могу вспомнить точную дату, но еще молодым педагогом я присутствовала на приемном экзамене в 1-й класс группы дошколят Д.М. Сморгонской. Дети воспроизводили голосом различные четырехзвучные аккорды – не самый простой материал для шестилетних детей. Значит, могут? И эта мысль стала ключевой в создании направлений и методик раннего музыкального образования.

Позже Л.А. Аншелес познакомил нас, молодых педагогов хорового отделения – А.Б. Бородину, В.Л. Егорову, В.В. Сапетина, Е.Ю. Сапетину – с прогрессивной и современной системой В.В. Кирюшина. Последовали годы становления – автор требовал от преемников в первую очередь обучения педагогов его методике. И дело это оказалось не легким. Нужно было пересмотреть планы урока, темы урока, его эмоциональную насыщенность и даже собственное владение инструментом. По мере появления первых скромных результатов у детей, все педагоги дошкольного отделения заинтересовывались и включались в работу. Это были годы методического «бума» – школа еще не видела такого количества открытых уроков и обсуждений. Одних групповых занятий было мало – требовался комплекс, нужна была поддержка педагогов-пианистов. Так, Е.И. Козлова в первый год своей работы вела 19 дошкольников. Все учились в одной группе у В.В. Сапетина. И их совместная работа дала замечательные плоды.

Появились новые результаты и достижения, но вставали и новые вопросы. Для более гармоничного развития детям требовалось координированное движение. А время диктовало потребность в изучении английского языка. Таких возможностей у музыкальной школы не было. Тогда у В.В. Сапетина возникла идея создания специализированного кооператива «Тоника» на базе школы. Так удалось включить в работу педагогов пластики и иностранного языка.

В настоящее время молодые преподаватели (а многие из них – наши выпускники, прошедшие с нами весь этот путь) обязательно работают с дошкольниками – это лучший способ получить практические навыки работы с детьми, то есть заложить надежный фундамент своей педагогической деятельности.