Образовательная прграмма

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Санкт-Петербургского государственного

бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«ОХТИНСКИЙ ЦЕНТР

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Охтинский центр эстетического воспитания» был открыт с 1 сентября 1975 года распоряжением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся № 1179-р от 23 июля 1975 года как Детская музыкальная школа № 26 и располагался на правах аренды в помещении общеобразовательной школы № 140 по адресу: Большеохтинский пр., 25.

Первый директор школы М.П. Мазур пригласил для работы в новой школе известных в городе опытных преподавателей – С.В. Брук и Я.М. Кранца (фортепиано),

И.М. Богданович (виолончель), Г.В. Шилова (ударные инструменты), А.В.Зверева (струнные щипковые инструменты), Г.Г. Боровецкую (гобой). Рядом с ними работали молодые талантливые преподаватели, недавние выпускники консерваторий.

В 1976 году был создан хоровой отдел ДМШ № 26. Этот отдел стал первым хоровым отделом в музыкальных школах России. Под многолетним руководством Л.А. Аншелеса были разработаны авторские программы и учебные планы хорового отдела, уникальные методики преподавания сольфеджио и фортепиано, обучение чтению хоровых партитур и импровизации, по которым обучаются дети во многих музыкальных школах страны.

Уже через несколько лет после своего создания молодая школа вошла в ряд ведущих музыкальных школ города, неоднократно становилась «Победителем социалистического соревнования».

По адресу: ул. Маршала Тухачевского, д. 8 в 1977-1978 гг. по индивидуальному проекту было выстроено учебное здание с современными классами, большой библиотекой, фонотекой и студией звукозаписи, тремя залами для репетиций хоров и оркестров, залом для занятий хореографией, театральным классом и концертным залом на 500 мест.

Школа №26, единственная музыкальная школа в большом по численности населения и растущем Красногвардейском районе, постоянно увеличивала контингент обучающихся, находила новые формы обучения детей различным видам искусства.

В 1982 году по инициативе З.Я. Корогодского, главного режиссёра ТЮЗа открылось театральное отделение.

Под творческим руководством н.а. России Н.А. Долгушина в 1990 году было создано хореографическое отделение.

В 1991 году по инициативе Всероссийского общества слепых открылся Филиал Охтинского центра в школе-интернате им. К.К. Грота. Это уникальное подразделение Центра – музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей. Работа преподавателей – музыкантов играет большую роль в реабилитации детей – инвалидов, дает возможность одаренным учащимся избрать музыку своей профессией, поступить в специализированные училища и ВУЗы. (В России всего 2 музыкальные школы для слепых и слабовидящих людей – в 1990 году открылась первая школа в г. Армавир и через год открылся Филиал Охтинского центра для слепых и слабовидящих детей.)

В 1989 году руководство факультета музыки РГПУ им. А.И.Герцена обратилось к администрации ДМШ №26 с предложением по организации в школе базовых 8-10 музыкальных классов (совместно с общеобразовательной школой № 161) с целью подготовки будущих абитуриентов. Найденные формы взаимодействия музыкальной и общеобразовательной школы позволили создать образовательное объединение (на основе договора) общеобразовательной школы №188 и ДМШ №26 – Охтинский лицей искусств, реализующий 11-летние учебные планы по видам искусства: музыка, живопись, хореография, театр.

В 1993 году по инициативе М.П.Мазура открылось первое художественное отделение в России, реализующее 11-ти летний учебный план.

В связи с расширением направлений учебной деятельности ДМШ № 26 была переименована в ДШИ № 26 Красногвардейского района. В 1993 году она была реорганизована в Охтинский центр эстетического воспитания (приказ Управления культуры Красногвардейской районной Администрации от 04.08.1993 г. № 70).

В 2010 году принял первых учеников Эстрадно-джазовый филиал Центра по адресу: пр. Наставников, д. 43, корп. 1. В новых светлых помещениях филиала стоят новые инструменты. Здесь также имеется концертный зал на 200 мест.

В настоящий момент Охтинский центр – это нетиповое образовательное учреждение, созданное в целях обеспечения возможностей на получение образования для детей, проявивших выдающиеся способности в области искусства, имеющих повышенную мотивацию к обучению, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых требуется создание особых условий для реализации ими права на образование. Наряду с этим осуществляется дополнительное предпрофессиональное образование в области искусства по стандартам ФГТ (8 и 5 летние учебные планы) и дополнительное образование по санкт-петербургскому учебному плану (9 лет).

Также в Центре работает подготовительное отделение для детей в возрасте от 3,5 лет. Основной контингент учащихся Центра формируется из детей, прошедших двух-трёх-четырёхгодичный курс обучения на подготовительном отделении и приёмные собеседования (тестирование данных и навыков в избранном виде искусства).

 

Юридический и фактический адрес Охтинского центра эстетического воспитания:

195253, г. Санкт-Петербург, ул. Маршала Тухачевского, д. 8, лит. А.

Адрес Филиала: 195030, г. Санкт-Петербург, пр. Наставников, д. 43, корп. 1.

Телефон: (812) 409-71-50

E-mail   goudodocv@yandex.ru

Сайт: http://www.ocev-spb.ru

 

Учредителем учреждения является город Санкт-Петербург в лице Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга и администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Адрес Комитета по управлению городским имуществом: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б.

Адрес администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга: 195027, Санкт-Петербург, Среднеохтинский пр., д. 50.

 

Устав образовательного учреждения

Принят решением общего собрания трудового коллектива от 08.09.2011, утверждён распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 24.11.2011

№ 3045-рз.

Изменения в Устав приняты решением общего собрания трудового коллектива от 28.08.2012, утверждены распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 13.06.2013 № 880-рз.

 

Наличие свидетельств:

а) о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Серия 78 № 008473168, дата выдачи 16 декабря 2011 г., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Санкт-Петербургу, ОГРН 1037816003818.

б) о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации.

Серия 78 № 008473169, дата постановки на учет 02 марта 1995 г., ИНН 7806042249.

 

Документы, на основании которых осуществляет свою деятельность ОУ:

а) организационно-правовая форма: государственное учреждение, по типу – бюджетное.

б) лицензия: серия, регистрационный номер, срок действия.

Лицензия № 0655, серия 78Л01 № 0000671, дата выдачи 27 августа 2013 г., выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга бессрочно.

Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность по следующим образовательным программам:

  • дополнительная общеобразовательная программа «Инструментальное исполнительство «Фортепиано»
  • дополнительная общеобразовательная программа «Инструментальное исполнительство «Струнные, духовые, ударные, русские народные инструменты»
  • дополнительная общеобразовательная программа «Инструментальное исполнительство «Эстрадно-джазовые инструменты»
  • дополнительная общеобразовательная программа «Хоровое пение»
  • дополнительная общеобразовательная программа «Хореографическое искусство»
  • дополнительная общеобразовательная программа «Театральное искусство»
  • дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство»
  • дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей»
  • дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств «Фортепиано»
  • дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств «Струнные инструменты»
  • дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств «Духовые и ударные инструменты»
  • дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств «Хоровое пение»
  • дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств «Народные инструменты»
  • дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств «Инструменты эстрадного оркестра»
  • дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств «Живопись»
  • дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств «Хореографическое творчество»
  • дополнительная предпрофессиональная программа в области искусств «Искусство театра»
  • дополнительная образовательная программа «Подготовительное отделение, инструментальные отделы»
  • дополнительная образовательная программа «Подготовительное отделение, хореографический отдел»
  • дополнительная образовательная программа «Подготовительное отделение, основы изобразительного искусства»
  • дополнительная образовательная программа «Музыкальные классы для слепых и слабовидящих»
  • дополнительная образовательная программа «Общее музыкальное развитие (фортепиано, струнные, духовые и ударные народные инструменты, вокал)»
  • дополнительная образовательная программа «Рисунок, живопись, декоративная композиция, лепка».

в) Свидетельство о праве на земельный участок (серия, номер, дата, кем выдано).

Свидетельство 78-АЖ № 494254, дата выдачи 30 января 2012 года, выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу.

Кадастровый номер 78:11:6076:4.

2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Высочайшие достижения российской культуры были осуществлены благодаря сложившейся в XX веке уникальной системе непрерывного художественного образования «школа — училище — ВУЗ», начальным звеном которой являются детские школы искусств. На протяжении XX века детские школы искусств выполняли важную социально-культурную и социально-экономическую миссию: в первую очередь — это допрофессиональная подготовка детей, выявление наиболее одаренных, способных в дальнейшем освоить профессиональные программы в области искусств в средних профессиональных и высших учебных заведениях, а во вторую — общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, обеспечивающее формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.

Эта  образовательная система весьма актуальна и в настоящее время. Исключение какого-либо звена в этой цепочке может привести к утрате завоёванных позиций в российском художественном образовании, признанном во всём мире.

Важнейшим условием функционирования детских школ искусств является общедоступность и массовый характер образования детей. Задача детской школы искусств — не только традиционно выполнять функции широкого художественно-эстетического просвещения и воспитания, но и обеспечивать возможность раннего выявления таланта и создавать условия для его органичного профессионального становления. Именно детская школа искусств предоставляет благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую и познавательную активность.

Настоящая Образовательная программа СПб ГБОУ ДОД «Охтинский центр эстетического воспитания» определяет организацию и основное содержание образовательного процесса в учреждении с учетом:

— обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);

— сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в  Центре  реализуются дополнительные предпрофессиональные и дополнительные образовательные  программы в области искусств.

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств (далее — предпрофессиональные программы) разрабатываются учреждением самостоятельно на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее — ФГТ).

Дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности (далее — образовательные программы) реализуются в учреждении с целью привлечения к различным видам искусств наибольшего количества детей, в том числе не имеющих необходимых творческих способностей для освоения предпрофессиональных программ.

Содержание образовательных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разрабатываемой ДШИ самостоятельно с учетом рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации.

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в Охтинском центре, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку, наиболее точно определять перспективы развития учащегося и организовывать учебный процесс с учетом творческих способностей, индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей каждого учащегося.

Перечень дополнительных образовательных программ, а также обязательный минимум содержания каждой дополнительной образовательной программы принимаются Педагогическим советом и утверждаются директором учреждения.

Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для учащихся и их родителей, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности должны обеспечиваться созданием в Охтинском центре комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:

— организацию творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.);

— организацию посещений учащимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

— организацию творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;

— использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития;

— эффективную самостоятельную работу учащихся при поддержке педагогических работников и родителей учащихся;

— построение содержания образовательной программы в области искусств с учетом индивидуального развития детей;

— эффективное управление образовательным учреждением.

3. МИССИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ,

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Миссия Охтинского центра эстетического воспитания  заключается в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения средствами художественно-эстетического образования, создании условий для формирования творчески мыслящей, социально-активной личности, способной к адаптации и самореализации в современном обществе.

Для успешного выполнения миссии необходимо:

— сохранение высокопрофессионального, творчески работающего педагогического коллектива;

— доступность образовательных услуг для детей с разным уровнем подготовки из различных социальных слоев;

— индивидуальный подход к каждому ребенку;

— системный подход к постановке и решению задач образования, воспитания и развития каждого ребенка;

— поддержание комфортного психологического климата, благодаря которому каждый ребёнок мог бы получать полноценное эмоционально-психическое развитие;

— признание уникальности и неповторимости личности ребенка, уважение его достоинства, принятие его личностных целей и интересов;

— отношение к ребенку как к гражданину общества, имеющему право на осуществление своих предпочтений, право самому делать выбор и нести за него ответственность.

Цели деятельности Охтинского центра эстетического воспитания:

— формирование общей культуры детей, приобщение их к мировому и национальному культурному наследию.

— художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, обеспечивающее формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

— развитие творческих способностей одаренных детей.

Основными задачами Центра  являются:

— обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

— выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

— профессиональная ориентация детей;

— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей;

— адаптация детей к жизни в обществе;

— организация содержательного досуга детей;

— удовлетворение потребностей детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии;

— создание условий, гарантирующих охрану здоровья детей и членов трудового коллектива, защиту их прав и свобод.

Основными приоритетами деятельности учреждения являются:

— воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

— формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

— формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

— воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

— формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;

— выработка у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретение навыков творческой деятельности; умение планировать свою домашнюю работу; осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умение давать объективную оценку своему труду; формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительному отношению к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определение наиболее эффективных способов достижения результата;

— выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в средние специальные и высшие учреждения культуры и искусства.

 

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

В соответствии с Уставом и лицензией Охтинский центр эстетического воспитания реализуются следующие дополнительные образовательные программы:

Название программы Срок
обучения
1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» 8(9) лет
2. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» 8(9) лет
3. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты». 8(9) лет
4. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» 8(9) лет
5. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» 8(9) лет
6. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» 5(6) лет
7. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» 5(6) лет
8. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра» 8(9) лет
9. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра» 5(6) лет
10. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» 8(9) лет
11. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» 8(9) лет
12. Дополнительная общеобразовательная программа начального профессионального образования (I и II ступени) в области искусства «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛАССЫ» 11 лет
13. Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» 9 лет
14. Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство. Струнные инструменты» 9 лет
15. Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство. Духовые и ударные инструменты». 9 лет
16. Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство. Народные инструменты» 9 лет
17 Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» 9 лет
18. Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хореография» 9 лет
19. Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное
искусство»
9 лет
20. Дополнительная общеобразовательная программа «Эстрадное отделение» 9 лет
21. Дополнительная общеобразовательная программа «Хореография. Классический танец» 9 лет
22. Дополнительная общеобразовательная программа «Хореография. Народный танец» 9 лет
23. Дополнительная общеобразовательная программа «Хореография. Спортивный танец» 9 лет
24. Подготовительное отделение –инструментальные отделы 1 год
25. Подготовительное отделение –хореография 1 год
26. Общее музыкальное развитие. 3 года
27. Общее музыкальное развитие. 5 лет

 

Общий контингент учащихся на 01.04.2016 составил 1783 обучающихся.

Из них:

Бюджетное отделение
(частично платная форма
предоставления услуги)
Отделение самоокупаемости
(платная форма предоставления услуги)
Подготовительное отделение Школьное отделение
1400 311 72

 

Бюджетное отделение
(частично платная форма предоставления услуги)

5. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

Образовательные программы Общая численность обучающихся в том числе
ДПОП ДОП Музыкальные и художественные классы Музыкальные классы для слепых
Фортепиано 123 37 86 0 0
Хоровое пение 124 44 80 0 0
Струнные инструменты 65 23 42 0 0
Духовые и ударные инструменты 102 43 59 0 0
Струнно-щипковые инструменты 90 53 37 0 0
Баян-аккордеон 44 22 22 0 0
Изобразительное искусство 114 26 88 0 0
Искусство театра 72 31 41 0 0
Хореографическое искусство 85 16 69 0 0
Инструменты эстрадно-джазовогооркестра 185 79 106 0 0
Музыкальные классы 182 0 0 182 0
Художественные классы 142 0 0 142 0
Музыкальные классы для слепых 72 0 0 0 72
итого 1400 374 630 324 72

Учебные планы разрабатываются учреждением самостоятельно в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Федеральными государственными требованиями.

Учебные планы являются частью дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее по тексту — образо­вательные программы в области искусств), должны отражать структуру этих программ, определять содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом:

—     обеспечения преемственности образовательных программ в области ис­кусств и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области ис­кусств;

—     сохранения единства образовательного пространства Российской Федера­ции в сфере культуры и искусства;

—     индивидуального творческого развития детей;

—     социально-культурных особенностей того или иного субъекта Российской Федерации.

Образовательная программа в области искусств может включать как один, так и несколько учебных планов в зависимости от сроков обучения детей, уста­новленных ФГТ.

Учебные планы разрабатываются с учетом графиков образовательного процесса по каждой из реализуемых образовательных программ в области ис­кусств и сроков обучения по этим программам.

В образовательном учреждении учебный год начинается 1 сентября и за­канчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса.

Учебный план образовательного учреждения отражает структуру образо­вательной программы в области искусств, установленную ФГТ, в части наиме­нования предметных областей и разделов, форм проведения учебных занятий, проведения консультаций, итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований. Учебный план определяет перечень, последова­тельность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полуго­диям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучаю­щихся).

Структура учебного плана

Учебный план состоит из следующих разделов: титульная часть, план образовательного процесса, примечания и приложение к учебному плану.

В титульной части учебного плана указываются: наименование образова­тельного учреждения, наименование образовательной программы в области ис­кусств, срок обучения по образовательной программе в области искусств, дата утверждения учебного плана с подписью руководителя образовательного учре­ждения, заверенная печатью образовательного учреждения.

В разделе «План образовательного процесса» в соответствии с ФГТ должны предусматриваться обязательная и вариативная части образовательной про­граммы, с указанием в обязательной части предметных областей, а также раз­делы — консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Предметные области образовательных программ в области искусств имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

При формировании учебного плана общий объем аудиторной учебной на-
грузки обязательной части, аудиторная нагрузка по предметным областям и
учебным предметам, наименование предметов обязательной части, а также ко-
личество часов консультаций должны оставаться неизменными в соответствии
с установленными ФГТ нормами.

Вариативная часть образовательной программы в области искусств (пере-
чень учебных предметов и часов по ним), а также часы, отводимые на само-
стоятельную работу обучающихся по всем учебным предметам, устанавлива-
ются образовательным учреждением самостоятельно в пределах установленных
ФГТ объемов максимальной и аудиторной нагрузки обучающихся.

Согласно ФГТ объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не дол­жен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учеб­ным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучаю­щихся в творческих и культурно-просветительных мероприятиях образователь­ного учреждения).

По каждой образовательной программе в области искусств ФГТ устанав­ливают предельный объем времени вариативной части, предусматриваемый на аудиторные занятия. При формировании образовательным учреждением вариа­тивной части, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области соответствующего вида искусств, а также имею­щиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.

В примерных учебных планах образовательным учреждениям предложен перечень учебных предметов вариативной части и возможность их реализации. Образовательное учреждение может: воспользоваться предложенным вариан­том, выбрать другие учебные предметы из предложенного перечня (в соответ­ствии с обозначенными в ФГТ знаниями, умениями и навыками) или самостоя­тельно определить наименования учебных предметов и их распределение по полугодиям. В любом из выбранных вариантов каждый учебный предмет ва­риативной части должен заканчиваться установленной образовательным учре­ждением той или иной формой итогового контроля (контрольным уроком, заче­том или экзаменом). Знаком «х» в примерных учебных планах обозначена воз­можность реализации предлагаемых учебных предметов в той или иной форме занятий (групповой, мелкогрупповой, индивидуальной).

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебным предметам необходимо планировать с учетом исторических традиций и мето­дической целесообразности, а также параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования. Ряд учебных предметов может не требовать затрат на самостоятельную работу обучающихся (напри­мер, учебный предмет «ритмика», предлагаемый в примерных учебных планах по образовательным программам в области музыкального искусства).

В образовательной программе в области искусств ФГТ предусмотрен
раздел «консультации». Проведение консультаций может осуществляться в
форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4
до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), группо-
вых занятий (численностью от 11 человек).

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточенно в течение учебного года или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся (подготовку к промежуточной (экзаменационной) аттестации или итоговой аттестации) и ме­тодическую работу преподавателей.

Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Согласно ФГТ оценка качества реализации образовательной программы в области искусств включает в себя текущий контроль успеваемости, промежу­точную и итоговую аттестацию обучающихся. Разделы по срокам и формам проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся должны быть отражены в учебном плане. Сроки и формы проведения текущего контроля знаний обучающихся отражаются в программах учебных предметов.

При разработке образовательным учреждением учебного плана графу «кон­трольные уроки, зачеты», имеющуюся в примерном учебном плане, необходи­мо разделить на самостоятельные графы — «контрольные уроки» и «зачеты», с указанием по каждому учебному предмету того или иного вида промежуточной аттестации и учебного полугодия, в котором запланировано образовательным учреждений проведение данной аттестации. Учебные полугодия целесообразно обозначать сквозной нумерацией, как предложено в примерном учебном плане.

Разработка графика образовательного процесса при реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в области об­разования, федеральными государственными требованиями (далее по тексту — ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации, а также сро­кам реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее по тексту — образовательные программы в области искусств) график образовательного процесса является частью данных программ.

График образовательного процесса определяет его организацию и должен отражать: срок реализации образовательной программы в области искусств, бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, отведенное на занятия пленэром по образовательной программе «Живопись» , а также сводные данные по бюджету времени.

В титульной части графика образовательного процесса указываются: на­именование образовательного учреждения, наименование образовательной про­граммы в области искусств, срок обучения по образовательной программе в об­ласти искусств, дата утверждения графика с подписью руководителя образова­тельного учреждения, заверенная печатью образовательного учреждения.

Графики образовательного процесса разрабатываются и утверждаются об­разовательным учреждением по каждой из реализуемых образовательных про­грамм в области искусств в соответствии со сроками обучения по ним.

При разработке графика образовательного процесса необходимо руково­дствоваться ФГТ, согласно которым:

  • продолжительность учебного года с первого класса по класс, предшест­вующий выпускному классу, составляет 39 недель, в выпускных классах — 40 недель; продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 не­дели (за исключением образовательной программы со сроком обучения 5 лет), со второго класса (при сроке обучения 5 лет — с первого класса) по выпускной класс — 33 недели;
  • в учебном году предусматриваются каникулы объемом не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по образовательной программе в области ис­кусств со сроком обучения 8-9 лет устанавливаются дополнительные недель­ные каникулы; летние каникулы устанавливаются в объеме 12-13 недель (ко­личество недель каникул устанавливается по той или иной образовательной программе в соответствии с ФГТ), за исключением последнего года обучения; осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, предусмотренные при Реализации основных образовательных программ начального общего и основ­ного общего образования в общеобразовательных учреждениях.

Резерв учебного времени, предусмотренный ФГТ, может использоваться образовательным учреждением как на подготовку обучающихся к промежуточной (экзаменационной) аттестации, так и на проведение консультаций. Проведение консультаций, как в полном, так и частичном объеме времени, предусмотренном на данные уели ФГТ, должно отражаться в учебном плане образовательного учреждении (вместо резервной недели указывается «консультации» с указанием объема аудиторных занятий и класса обучения).

Реализация учебных планов в Охтинском центре эстетического воспитания на 100% обеспечена необходимым количеством педагогических кадров соответствующей квалификации, а также программно-методическими комплексами (образовательными и учебными программами, учебниками, методическими пособиями и т.д.).

Обеспеченность учебной и учебно-методической литературой:

фактическое наличие библиотечного фонда составляет 34517 экземпляров на сумму 279,989 тыс. руб.

Обучающиеся и преподаватели Охтинского центра полностью обеспечены учебной и учебно-методической литературой по каждой образовательной и учебной программе в соответствии с требованиями и лицензионными нормативами.

Учреждение оснащено необходимым количеством музыкальных инструментов; есть музыкальные инструменты, которые выдаются учащимся во временное пользование для домашних занятий.

Имеются фонотека и видеотека с записями опер, балетов, симфонической, инструментальной и вокальной музыки в исполнении выдающихся музыкантов, фильмами о выдающихся художниках, картинных галереях и т.д. Ежегодно проводится пополнение фонотеки и видеотеки.

 

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Обучение в Охтинском центре эстетического воспитания  ведется на русском языке.

Прием детей проводится в соответствии с Правилами приема. При приеме в Центр проводится отбор детей с целью выявления их творческих способностей, а также в зависимости от вида искусств и физических данных. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие у детей способностей в области определенного вида искусств. Зачисление детей в Охтинский центр эстетического воспитания осуществляется по результатам их отбора и оформляется приказом директора.

При зачислении в Охтинский центр между родителями (законными представителями) обучающегося и учреждением в лице директора заключается Договор на оказание образовательных услуг в сфере дополнительного образования.

Продолжительность обучения в Центре по каждой образовательной программе определяется в соответствии с лицензией, учебными планами и возрастом ребенка на момент поступления в учреждение.

Оценка качества реализации образовательных программ проводится на основании Положения об организации текущего контроля успеваемости и  промежуточной  аттестации обучающихся Санкт-Петербургского Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Охтинский центр эстетического воспитания» и Положения об итоговой аттестации учащихся Санкт-Петербургского Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Охтинский центр эстетического воспитания».

Перевод обучающихся в следующий класс по итогам учебного года производится решением Педагогического совета на основании успешного аттестации по всем предметам учебного плана. Перевод оформляется приказом директора.

Обучающиеся, получившие оценку «не удовлетворительно» (2) или не аттестованные по одному и более предметам, на следующий год обучения не переводятся. Такие обучающиеся могут решением Педагогического совета продолжить обучение повторный год. По рекомендации Педагогического совета с согласия родителей (законных представителей) обучающихся, оставленным на повторный год обучения, может быть предложено в течение 1-й четверти одновременно начать выполнение программы следующего класса и успешно пройти аттестацию за прошедший учебный год.

В случае погашения академической задолженности за прошедший учебный год в течение 1-й четверти при одновременной успешной аттестации по итогам 1-й четверти следующего года обучения Педагогический совет имеет основания принять решение о переводе обучающегося в следующий класс со 2-й учебной четверти.

Перевод обучающегося с одной дополнительной общеобразовательной программы на другую по заявлению родителей (законных представителей) производится с учетом рекомендаций Педагогического совета и при наличии вакантных мест. Перевод оформляется приказом директора.

По переводу из другого образовательного учреждения дополнительного образования детей зачисление обучающегося в Охтинский центр оформляется приказом директора при наличии вакантных мест с учетом сведений, указанных в академической справке, предоставляемой из учебного заведения, из которого переходит обучающийся.

Выбытие обучающегося из учреждения по желанию родителей (законных представителей) до полного окончания срока освоения дополнительной общеобразовательной программы оформляется приказом директора на основании заявления родителей (законных представителей). По желанию родителей (законных представителей) выбывающему обучающемуся выдается справка с указанием даты поступления и выбытия из учреждения.

По заявлению родителей (законных представителей) обучающийся может быть переведен в другое образовательного учреждения дополнительного образования детей. В случае перевода обучающемуся выдается академическая справка установленного образца, в которой отражены все сведения, касающиеся срока обучения, четвертных и годовых оценок, полученных обучающимся за все годы обучения в Охтинском центре, краткой характеристики обучающегося.

За невыполнение требований дополнительных образовательных программ, нарушение Правил внутреннего распорядка к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления из учреждения.

Основанием для отчисления  является:

— неоднократное нарушение дисциплины и Правил внутреннего распорядка для учащихся;

— письменное заявление родителей (законных представителей);

— систематические пропуски занятий без уважительной причины;

— не успеваемость по итогам учебного года по одному или более предметам;

— не внесение платы за обучение учащихся, занимающихся на платной основе и в подготовительных группах.

Решение об отчислении обучающегося принимается Педагогическим советом, оформляется приказом директора  и доводится до сведения родителей (законных представителей) в 3-дневный срок.

 

7. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебный год в ДШИ начинается 1 сентября  и за­канчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса.

Учебный год делится на 4 четверти. В учебном году предусматриваются каникулы (осенние, зимние и весенние), в общей сумме  составляющие не менее 30-ти дней.

В 1-м классе для учащихся устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Занятия проводятся с понедельника по субботу  — с 9.00 до 20.00; воскресенье — выходной день.

Основными формами организации и проведения образовательного процесса являются индивидуальные, мелкогрупповые (от 2-х до 10-ти человек) и групповые занятия (от 11-ти человек).

Расписание групповых занятий составляется с учетом занятости детей в общеобразовательных школах. Расписание индивидуальных занятий составляется с учетом пожеланий родителей и учащихся.

Основной формой контроля учебной работы учащихся является промежуточная аттестация. Основными формами промежуточной аттестации являются академические концерты, технические зачеты, переводные зачеты, контрольные уроки, просмотры работ.

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью учащегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

— качества реализации образовательного процесса;

— качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

— уровня умений и навыков, сформированных у учащегося на определенном этапе обучения.

На музыкальном отделении контрольные уроки по теоретическим дисциплинам проводятся в конце каждой учебной четверти; переводной экзамен по сольфеджио проводится в мае. Технические зачеты обучающихся музыкального отделения проводятся в октябре-ноябре и феврале-марте. В декабре и апреле-мае проводятся академические концерты.

На художественном отделении в конце каждой учебной четверти проводятся контрольные уроки по теоретической части учебного материала. Просмотр выполненных работ проводится в конце каждого полугодия.

Итоговая аттестация обучающихся в виде выпускных экзаменов проводятся в мае-июне. Итоговая аттестация проводится для всех выпускников, освоивших выбранную дополнительную образовательную программу в полном объеме, прошедших промежуточную аттестацию по всем учебным предметам учебного плана и допущенных в текущем году на основании приказа директора  к итоговой аттестации.

 

8. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

В учреждении выработана система и критерии оценок, используемых при проведении аттестации результатов освоения обучающимися образовательных программ в области искусств.

Оценка качества реализации дополнительных образовательных программ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

Отслеживание уровня обученности учащихся осуществляют заместители директора по учебно-методической, учебно-воспитательной работе, заведующий эстрадно-джазовым филиалом, заведующий музыкальными классами для слепых и слабовидящих,   руководители структурных подразделений, преподаватели по музыкальному инструменту и групповым занятиям. Оно проходит по следующим направлениям:

— установление фактического уровня навыков, знаний и умений по предметам учебного плана на текущих уроках (текущая аттестация);

— проверка знаний и умений во время промежуточной аттестации;

— итоговая аттестация выпускников.

Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ) отражается в классных журналах, книгах зачетов на каждом отделении (отделе), протоколах просмотров работ. Классные журналы проверяются заместителями директора по учебно-методической, учебно-воспитательной работе, заведующим эстрадно-джазовым филиалом, заведующей музыкальными классами для слепых и слабовидящих 1 раз в месяц.

Контроль знаний  обучающихся нацелен на полноту и всесторонность, систематичность и объективность в оценке уровня знаний и навыков, предусмотренных образовательными программами по каждому учебному предмету.

Текущая аттестация учащихся на уроках производится путем выставления оценок по 10-балльной системе: «отлично +» (5+), «отлично» (5), «отлично -» (5-), «хорошо +» (4+), «хорошо» (4), «хорошо -» (4-), «удовлетворительно +» (3+), «удовлетворительно» (3), «удовлетворительно -» (3-), «не удовлетворительно» (2), «зачтено», «не зачтено». Оценка «2» при аттестации учащегося является неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему предмету.

Обучающимся, имеющим отметку «не удовлетворительно» или «не зачтено», а также не аттестованным по одному и более предметам в связи с болезнью, может быть по решению Педагогического совета предложено остаться на повторное обучение в том же классе или в течение 1-й учебной четверти ликвидировать академическую задолженность.

По теоретическим дисциплинам используются методы устного и письменного контроля.

Для промежуточной аттестации используются следующие методы сбора информации:

— контрольные уроки;

— срез знаний (терминология);

— чтение нот с листа;

— технические зачеты;

— самостоятельные работы в форме зачета;

— переводные зачеты и академические концерты;

— просмотры работ.

При проведении промежуточной и итоговой аттестации качество подготовки учащегося оценивается по 10-балльной системе.

По завершении изучения полного курса учебного предмета аттестация учащегося проводится в форме зачета в рамках промежуточной аттестации с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании Охтинского центра эстетического воспитания.

При проведении итоговой аттестации качество подготовки обучающегося к выпускным экзаменам оценивается экзаменационными комиссиями, сформированными приказом директора, с учетом:

— уровня освоения учащимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;

— умения учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

— обоснованности изложения ответа.

Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому учащийся получил неудовлетворительную оценку.

Сроки пересдачи экзамена и состав экзаменационной комиссии устанавливаются приказом директора.

Обучающиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают заверенное печатью свидетельство об окончании Охтинского центра эстетического воспитания. В свидетельство об окончании  решением экзаменационной комиссии оценки выставляются по 5-балльной системе: «отлично» (5), «хорошо» (4), «удовлетворительно» (3), «не удовлетворительно» (2).

Наиболее успешно окончившим школу выпускникам предоставляется возможность продолжить обучение в классах профессиональной ориентации. Учащимся, готовящимся к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения культуры и искусства, создаются условия для всесторонней подготовки к вступительным экзаменам. Все учащиеся, занимающиеся в классах профессиональной ориентации, должны активно участвовать в культурно-просветительской деятельности учреждения, принимать участие в конкурсах, фестивалях, смотрах и выставках.

По окончании Охтинского центра эстетического воспитания  выпускник музыкального отделения должен получить следующий комплекс знаний, умений и навыков:

— умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на осваиваемом музыкальном  инструменте;

— знание художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для осваиваемого им музыкального инструмента;

— знание музыкальной терминологии;

— умение грамотно исполнять музыкальные произведения на осваиваемом музыкальном инструменте;

— умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

— умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на музыкальном инструменте;

— навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений и подбора по слуху;

— первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

— навыки публичных выступлений (сольных и ансамблевых);

— знание музыкальной грамоты;

— знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

— первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

— умение использовать полученные теоретические знания при исполнении музыкальных произведений на осваиваемом инструменте, фортепиано;

— умение осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

— навыки восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

— навыки восприятия элементов музыкального языка;

— навыки анализа музыкального произведения;

— навыки записи музыкального текста по слуху;

— навыки вокального исполнения музыкального текста.

По окончании Охтинского центра эстетического воспитания   выпускник художественного отделения должен получить следующий комплекс художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков:

— знания терминологии изобразительного искусства;

— умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

— умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

— умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

— навыков анализа цветового строя произведений живописи;

— навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

— навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

— навыков подготовки работ к экспозиции;

— знания основных этапов развития изобразительного искусства;

— умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;

— первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

— знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

— знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

— умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

— умение применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция».

По окончании Охтинского центра эстетического воспитания   выпускник хореографического  отделения должен получить следующий комплекс художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков:

— знания профессиональной терминологии;

— умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;

— умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;

— умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

— умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

— умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

— навыков музыкально-пластического интонирования;

— навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;

— навыков публичных выступлений;

в области теории и истории искусств:

— знания музыкальной грамоты;

— знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;

— знания и слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;

— знания основных элементов музыкального языка;

— первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;

— навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

— знания основных этапов развития хореографического искусства;

— знания основных этапов становления и развития искусства балета;

— знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

— навыков восприятия элементов музыкального языка;

— навыков анализа музыкального произведения.

 

По окончании Охтинского центра эстетического воспитания   выпускник  театрального  отделения должен получить следующий комплекс художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков:

  • знания профессиональной терминологии;
  • знания основ техники безопасности при работе на сцене;
  • умения использовать выразительные средства для создания художественного образа (пластику, мимику и т.д.);
  • умения использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;
  • умения воплощать образную музыкальную и пластическую характеристику через приемы сценического движения;
  • умения анализировать свою работу и работу других обучающихся;
  • навыков владения основами актерского мастерства;
  • навыков владения средствами пластической выразительности;
  • навыков участия в репетиционной работе;
  • навыков публичных выступлений;
  • навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
  • навыков использования игровых и тренинговых упражнений для избавления от психологических проблем;
  • навыков тренировки психофизического аппарата;
  • первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
  • знания основных средств выразительности театрального, музыкального и изобразительного искусства;
  • знания основных этапов развития театрального искусства;
  • первичные знания об истории возникновения жанров театрального искусства;
  • знания отечественных и зарубежных произведений искусства в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
  • знания театральной терминологии;
  • первичные знания музыкальной грамоты, знания основных музыкальных жанров в их взаимосвязи с другими видами искусств.

 

9. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Учреждение возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга. Директор осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения, наделяется полномочиями в соответствии с законодательством, Уставом и трудовым договором и действует на основе единоначалия.

В Учреждении формируются коллегиальные органы управления, предусмотренные Уставом учреждения: общее собрание работников, Совет Учреждения, Педагогический совет. Деятельность данных органов, их полномочия     в управлении Учреждением определяются Уставом, локальными актами Учреждения, законодательством.

Для решения определенных задач в Учреждении создаются иные коллегиальные органы, участвующие в управлении Учреждением: Методический совет, Художественный совет, Попечительский совет. Деятельность данных органов определяется локальными актами учреждения.

В целях учета мнения работников Учреждения по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе  работников действует первичная профсоюзная организация Учреждения.

Мнение родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся учитывается при принятии решений по управлению Учреждением..

 

Структура управления Учреждением.

В соответствии с видами деятельности Учреждения и обеспечивающими их реализацию функциями в Учреждении функционируют следующие структурные подразделения:

1) Учебная часть – подразделение, непосредственно осуществляющее виды деятельности Учреждения, предусмотренные Уставом.

Включает в себя следующие отделения:

— музыкальное отделение (фортепианный отдел, хоровой отдел, отдел струнных инструментов, отдел духовых и ударных инструментов, отдел струнно-щипковых инструментов, отдел баяна и аккордеона, подготовительное отделение, теоретический отдел, отдел общего курса фортепиано, эстрадно-джазовый филиал, музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей);

— художественное отделение;

— хореографическое отделение;

— театральное отделение.

Руководство учебной частью непосредственно осуществляют:

— заместитель директора по УМР,

— заместитель директора по УР,

— заведующий Филиалом,

— заведующий учебной частью музыкальных классов для слепых и слабовидящих детей.

Бухгалтерия – подразделение, ответственное за ведение бухгалтерского учета Учреждения, осуществление контроля рационального использования материальных и финансовых ресурсов. Руководство подразделением осуществляет главный бухгалтер.

Экономический отдел осуществляет функции экономического планирования и анализа, обеспечения закупок товаров, услуг, работ для государственных нужд. Руководство отделом осуществляет заместитель директора по экономике.

Хозяйственная часть обеспечивает хозяйственное обслуживание, содержание, эксплуатацию и ремонт здания и помещений Учреждения, технического оборудования, соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности. Руководство хозяйственной частью осуществляет главный инженер.

Кадровая служба – подразделение, ответственное за обеспечение эффективного функционирования системы управления персоналом. Руководство кадровой службой осуществляет главный специалист по кадрам.

Библиотека – подразделение, ответственное за обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации посредством использования библиотечно-информационных ресурсов. Руководство осуществляет заведующий библиотекой.

Заместители директора обеспечивают оперативное управление образовательным процессом и хозяйственной деятельностью, реализуют основные управленческие функции: анализ, планирование, организацию контроля, самоконтроля, регулирование деятельности педагогического коллектива, учебно-вспомогательного и технического персонала учреждения.

Работники, осуществляющие руководство структурными подразделениями, а также сотрудники структурных подразделений назначаются и освобождаются      от должности приказом директора. Работники подчиняются своему непосредственному руководителю, а также выполняют приказы и распоряжения директора, вышестоящих структурных подразделений, заместителей директора. Конкретные должностные обязанности каждого сотрудника, административная подчиненность отражается в должностной инструкции и (или) трудовом договоре данного сотрудника.

Штат ДШИ полностью укомплектован педагогическими кадрами, учебно-вспомогательным и техническим персоналом.

вспомогательным и техническим персоналом.

Сведения по общему составу сотрудников Общее количество сотрудники, % Штатные сотрудники Совместители
На 01.01.2016 287/100% 233/81% 54/19%

 

 

Показатель Численность работников, чел.(по состоянию на 31.12.2015) %
Общая численность педагогических работников 210 / 100%
в том числе:- штатные педагогические работники- работающие по совместительству 166/ 79%44/ 21%
Имеют высшее образование (по профилю) 178/ 85%
Имеют среднее профессиональное образование(по профилю) 32/ 15%
Имеют высшую квалификационную категорию 83/40%
Имеют первую квалификационную категорию 38/18%
Имеют государственные награды (почетные звания «Заслуженный работник культуры РФ», «Заслуженный артист РФ», «Народный артист РФ») 11
Имеют ведомственные награды (почетные грамоты Министерства культуры РФ, ведомственные знаки отличия в труде «За отличную работу», «За достижения в культуре») 13
Имеют ученую степень «кандидат наук» (кандидат педагогических наук, кандидат искусствоведения) 9
Имеют стаж педагогической работы:- до 5 лет- 5-10 лет

— 10-20 лет

— более 20 лет

31/15%25/12%

42/20%

112/53%

В числе преподавателей и концертмейстеров – 41 выпускник Охтинского центра, получивший среднее профессиональное и высшее образование по направлениям: музыкальное искусство, изобразительное искусство, театральное искусство, хореография.

За последние 5 лет шесть  преподавателей Охтинского центра стали победителями Смотра-конкурса педагогического мастерства молодых преподавателей «Педагогические надежды». Премию Правительства Санкт-Петербурга «Педагогические надежды» получили 5 преподавателей.

Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Кабинеты для занятий по учебным предметам имеют площади, соответствующие федеральным государственным требованиям. Помещения имеют достаточную звукоизоляцию, своевременно ремонтируются, обставлены современной учебной мебелью. Пианино и рояли регулярно обслуживаются реставратором музыкальных инструментов.

Техническими условиями для реализации дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждении, является наличие:

— хорошо освещенных учебных кабинетов;

— необходимого оборудования и мебели для ведения учебного процесса;

— аудио- и видеоаппаратуры.

Учебно-методическими условиями для реализации образовательных программ являются наличие:

— учебной и методической литературы;

— дидактических материалов;

— фонотеки и видеотеки.

«Охтинский центр эстетического воспитания»  располагается в отдельно стоящем 3-х этажном здании (год постройки — 1974 г.), а филиал Учреждения располагается    на 1-м этаже жилого дома  (год постройки — 2008 г.), общей площадью помещений  7063,2 кв. метров. Для занятий учащимся предоставлены:

— 76 оборудованных для учебного процесса классов;

— 2 концертных зала (700 мест);

— библиотека.

Все помещения школы соответствуют:

— санитарным нормам и правилам по устройству и содержанию образовательных учреждений;

— правилам пожарной безопасности;

— правилам техники безопасности и охраны труда.

Снаружи и внутри здания Охтинского центра установлены видеокамеры с выводом         на пульт вахты. Кабинеты и классы оснащены охранно-пожарной сигнализацией. Имеется система звукового и светового оповещения людей в случае возникновения пожара. Вахта обеспечена тревожной кнопкой для вызова охраны (группы быстрого реагирования). Охтинский центр укомплектован качественными концертными музыкальными инструментами. Классы для теоретических занятий в полной мере оснащены техническими средствами обучения. На уроках музыкальной литературы и слушания музыки используется современные мультимедийные системы обучения, позволяющие иметь выход в Интернет. Учреждение в достаточной степени укомплектовано оргтехникой. В целях повышения оперативности обмена необходимой служебной информацией широко используется компьютерная сеть, интернет. В Учреждении накоплен большой фонд музыкально-нотной, учебной и методической литературы по всем дисциплинам образовательного цикла, который регулярно пополняется современными изданиями.

Руководство учреждения уделяет большое внимание укреплению материально-технической базы школы: приобретаются музыкальные инструменты, мебель, оборудование; проводится капитальный и косметический ремонт; приобретаются учебные пособия, нотная и методическая литература, CD и DVD диски для работы на занятиях по музыкальной литературе и истории изобразительного искусства, учащимся и преподавателям предоставляется возможность получения соответствующей информации в современных форматах видеозаписи и хранения.

 

10. ТВОРЧЕСКАЯ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ

И МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В Охтинском центре эстетического воспитания создаются условия для мотиваций, побуждающих обучающихся прилагать все усилия для активного участия в конкурсной деятельности. Участие в конкурсах, фестивалях, выставках, смотрах способствует самореализации и развитию самостоятельного творчества учащихся.

Творческая и культурно-просветительская деятельность учреждения направлена на развитие творческих способностей учащихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщения к духовным ценностям.

Ученики Охтинского центра ведут активную концертную деятельность, выступают  на концертных площадках города, успешно участвуют в фестивалях и конкурсах, как в России, так и за рубежом, принимают участие в культурно-просветительных мероприятиях для жителей Красногвардейского района.

Среди обучающихся Охтинского центра много лауреатов и дипломантов конкурсов и фестивалей различной аккредитации,  от международных до районных.

С целью реализации в учреждении творческой и культурно-просветительской деятельности обучающиеся занимаются в учебных творческих коллективах (хореографических ансамблях: «Ликование», «Пируэт», «Акварель», «Колибри»; хоровых коллективах: Учебном хоре хорового отделения, Детской хоровой капелле ОЦЭВ, Хоре инструментальных отделов ОЦЭВ, Хоре старших музыкальных классов; Струнном оркестре «Анима», Духовом оркестре, Оркестре народных инструментов, Ансамбле баянов-аккордеонов «Концертино», театре «Дети для детей» и музыкальном театре «Вокруг рояля»), участвуют в международных, региональных, областных, открытых, районных конкурсах, фестивалях, смотрах.

Обучающиеся Охтинского центра  активно выступают с концертами в ведущих академических залах СПб, таких как Большой зал Филармонии им. Д. Шостаковича, зал Государственной академической капеллы, Малый зал Филармонии, Зал Государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Фойе Стравинского Новой сцены Мариинского театра,  БКЗ «Октябрьский», Исаакиевский собор, Музей Суворова,  залы музеев-квартир, социальных учреждений (КДЦ, районные библиотеки, детские дома и пр.). Это стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества учащихся, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат.

Использование наряду с традиционными академическими концертами, предусмотренными образовательными программами, разных форм открытых классных и общешкольных концертов, выступление на концертах в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, участие в конкурсах и фестивалях разного уровня даёт возможность каждому обучающемуся найти свою концертную площадку, своего слушателя, а, следовательно, способствует оживлению образовательного процесса, росту интереса к обучению, расширению рамок репертуара юных артистов.

Одним из результатов образовательного процесса  является не только концертная, но и  конкурсная деятельность. Охтинский центр – инициатор нескольких фестивалей и конкурсов различного уровня. Одним из значимых проектов является Всероссийский конкурс камерных и инструментальных ансамблей «Традиция и современность» имени основателя Охтинского центра Моисея Петровича Мазура. Конкурс организуется под эгидой министерства культуры Российской Федерации, входит в Ассоциацию Музыкальных конкурсов России. Проводится 1 раз в 3 года. Председатель жюри — народная артистка России, профессор Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Алексеевна Мурина. Для повышения качества ансамблевого музицирования и подготовки учащихся ОЦЭВ к конкурсу «Традиция и современность» организован ежегодный внутришкольный фестиваль детской ансамблевой музыки «Такие разные ансамбли». В нем принимают участие более 100 учащихся Охтинского центра и учащихся из музыкальных школ города и области. Еще один уникальный проект, реализуемый в ОЦЭВ – Региональный конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». Конкурс проводится раз в 2 года, количество участников – более 150 ребят из школ Санкт-Петербурга и области. Раз в 2 года проводится в Охтинском центре Открытый конкурс детского художественного творчества в области скульптуры «Звук и форма» и Открытый городской фестиваль-конкурс юных исполнителей на народных инструментах имени А.В. Зверева «Родная душа». Ежегодно встречает гостей Международный фестиваль юных исполнителей эстрадно-джазовой музыки «Эстрадно-джазовая мозаика».

 

Ученики Охтинского центра вместе с преподавателями посещают филармонические концерты, выставки, музеи. Каждое полугодие классные руководители на родительских собраниях проводят классные концерты учащихся для родителей, а также тематические беседы о профилактике наркотической и алкогольной зависимости, о здоровом образе жизни, о занятости учащихся во внешкольное время и контроле родителей за посещаемостью и успеваемостью обучающихся.

Одним из основных приоритетов деятельности учреждения является формирование творчески работающего педагогического коллектива, в котором преподаватели занимаются как творческой, так и методической работой, направленной на совершенствование образовательного процесса, систематическое повышение квалификации, знание современных педагогических методик, знакомство с новой методической литературой.

Педагогические работники Охтинского центра регулярно повышают свою квалификацию:

— в образовательных учреждениях дополнительного образования по повышению квалификации и переподготовки кадров;

— в высших учебных заведениях;;

— путем подготовки и защиты диссертаций.

Методические секции всех структурных подразделений Охтинского центра эстетического воспитания выполняют следующие функции:

— реализация задач методической работы;

— направление работы методических секций;

— подготовка и проведение школьных методических мероприятий;

— обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

— анализ итогов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

— определение путей устранения недочётов в знаниях обучающихся.

Преподаватели каждого структурного подразделения участвуют в школьных и районных методических мероприятиях, проводят открытые уроки и методические сообщения на заседаниях школьных и районных методических секций.

С целью обеспечения возможности восполнения  недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций, использования передовых педагогических технологий Охтинский центр эстетического воспитания  взаимодействует с Санкт-Петербургскими музыкальными колледжами им. М.П. Мусоргского и им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургским университетом культуры и искусства, Российским государственным университетом им. А.И. Герцена, детскими школами искусств Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Преподаватели ДШИ посещают курсы повышения квалификации и семинары, организованные ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию  Комитета по культуре Санкт-Петербурга».

 

11. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

В Охтинском центре эстетического воспитания создан и ведется официальный сайт в сети Интернет: www.ocev-spb.ru

Сайт включён в каталог государственных сайтов Санкт-Петербурга.

Преподаватели, обучающиеся Центра и их родители имеют доступ к федеральным, региональным, муниципальным информационным источникам и электронным образовательным ресурсам, самостоятельно выходя через официальный сайт Охтинского центра  по размещенным полезным ссылкам на  сайте учреждения.

Информация  о творческой и культурно-просветительской деятельности Охтинского центра  регулярно публикуются в Новостях Красногвардейского района, в газете «Вести Красногвардейского района», на телеканалах ТКТ ТВ и Санкт-Петербург.

 

Скачать .doc (262 kb)
Справка.doc