Основатель Охтинского Центра М. П. Мазур

ВО ВСЕМ — НОВАТОР

         Моисей Петрович Мазур (1920 — 1993) – основатель и первый директор музыкальной школы № 26 Красногвардейского района г.Ленинграда, в дальнейшем преобразованной в Охтинский центр эстетического воспитания.

Вот «профессиональная биография» М. П. Мазура:

  • 1937 — 1940 — учеба на фортепианном отделении Музыкального училища при Ленинградской консерватории
  • 1940 — 1945 — служба в армии
  • 1945 — 1950 — учеба в Консерватории; трижды избирался секретарем комитета комсомола
  • 1950 — 1952 — директор Музыкального училища в Твери (тогда Калинине)
  • 1952 — 1960 — преподаватель фортепиано Хорового училища имени М. И. Глинки в Ленинграде
  • 1960 — 1967 — старший музыкальный редактор детского отдела Ленконцерта; один из организаторов Филармонии школьника
  • 1967 — 1975 — директор ДМШ № 3 Калининского района
  • 1975 — 1993 — директор ДМШ № 26, с 1991 г. — генеральный директор ОЦГЭВ

 

        Жадный интерес ко всему новому — идеям, делам, людям — признак молодости. Моисей Петрович был удивительно молод душой и оставался таким до конца. Ему становилось скучно, когда течение жизни оказывалось ровным, обыденным. Вера в безграничные возможности людей, надежда на удачу, здоровый авантюризм сделали его вечным зачинателем. Открыв в 1975 году новую школу — ДМШ № 26 Красногвардейского района, он, формируя педагогический коллектив, предпочитал окружать себя молодыми коллегами. Попасть сюда на работу мог только музыкант с «изюминкой», способный к поиску.

       Естественно, что в таких условиях рождались авторские методики, определившие реноме школы, которая прокладывала новые пути в педагогике. Появились детские исполнительские коллективы, в те годы уникальные для города и страны.

        Решая на высоком профессиональном уровне конкретные вопросы обучения, педагоги стремились выйти за рамки узкой специализации, дать ребятам общемузыкальное воспитание. Идея Моисея Петровича сделать комплексным педагогическое воздействие на ребенка поставила перед нами новые захватывающе интересные задачи.

        То, что юная школа стала одной из ведущих, радовало Моисея Петровича, но страсть к поиску вела вперед. Он ощущал большой творческий потенциал своих коллег и искал новую организационную структуру, которая позволила бы увидеть результат совместных исканий. Следовало учесть и то, что выпускники не хотели расставаться с родной школой, со своими исполнительскими коллективами и любимыми учителями. Даже поступив в музыкальное училище, они прибегали на занятия хоровой капеллы, фольклорного ансамбля, на репетиции театра и оркестров.

        Школа была готова «повзрослеть». Совместно с факультетом музыки Российского педагогического университета имени А.И. Герцена было решено открыть в ДМШ № 26 музыкально-педагогические классы и учить детей по новой схеме «школа-вуз». Стало ясно, что в условиях демократизации образования, характерной для конца 80-х годов, наконец-то может реализоваться многолетняя мечта Моисея Петровича — создание Охтинского лицея искусств. Последний виделся ему и нам не как аналог знакомой всем десятилетки при Консерватории. Новая школа-лицей была призвана готовить музыкантов-просветителей, получивших обширные знания и разнообразные профессиональные навыки, которые смогут найти широкое применение в музыкальной жизни. На это были сориентированы новые программы и учебные планы, отразившие пятнадцатилетний опыт ДМШ № 26.

        ДШИ реорганизовалось в Охтинский центр гуманитарно-эстетического воспитания (ОЦГЭВ). Презентация его состоялась в Большом зале филармонии в 1991 году.

        Все это Моисей Петрович успел сделать. Задуманный же им детский конкурс впервые прошел уже без него — в его любимом концертном «Красном зале», словно бы под его патронатом: Открытый всероссийский конкурс детских и юношеских камерных ансамблей «Традиция и современность» имени Моисея Петровича Мазура.

 

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ПОМНОЖЕННЫЙ НА ЭНТУЗИАЗМ

      Моисея Петровича я знала с 1939 года. Веселый, жизнерадостный, всегда дружелюбный, открытый к общению, он с первого взгляда умел расположить к себе, вызывая самую теплую, искреннюю симпатию. Прекрасный музыкант, блестящий пианист-исполнитель — достойный ученик Павла Алексеевича Серебрякова, чуткий педагог-воспитатель, он обладал поистине счастливым даром любить людей и заботиться о них. Эта сторона его натуры делала его незаменимым руководителем и организатором — деятельности такого рода была посвящена почти вся его жизнь. Какие качества Мазура, человека и музыканта, представляются мне главными? Общественная активность как одна из форм проявления инициативной творческой натуры, неуемная энергия, готовность постоянно рождать идеи, умение внушить тем, с кем он общается, любовь к себе. Его популярность была следствием внимательного отношения к каждому.

Т. Бершадская, доктор искусствоведения,

профессор Санкт-Петербургской консерватории,

заслуженный деятель искусств России

 

        Моисей Петрович являл собой нарождавшийся новый тип руководителя творческого учреждения, соединявший в себе художника и продюсера. Постоянно рождая новые идеи, он, при том, опирался на свой коллектив, ожидая, инспирируя свежие инициативы со стороны сотрудников. Поэтому подбору высококвалифицированных учителей, поиску ярких личностей, разработке и внедрению новаторских педагогических методик он уделял неизменное внимание.

        Он входил во все. Задумав создать художественно-воспитательный центр нового типа, он сам выбрал для него место — посредине густонаселенного нового района, на открытой территории, в окружении цветов и зелени.

        Возведенный на Охте храм искусств навсегда останется памятником его создателю.

Андрей Петров,

композитор,

народный артист СССР

 

        М.П. Мазур справедливо считал, что музыкальное просвещение начинается и продолжается, прежде всего, в семье. Он огорчался, когда видел, что родители в фойе дожидаются своих детей, находящихся в концертном зале. Зато какой улыбкой озарялось его лицо, когда, оглядывая аудиторию, он замечал, как похожие лица, скажем, матери и сына или дедушки и внучки, словно бы становятся еще более похожими оттого, что на них запечатлелось одинаковое переживание звучащей музыки.

        Вспоминая сегодня его жизнь, решаюсь утверждать, что она была счастливой. Он всегда был необходим множеству людей. Вопреки препятствиям, он реализовался как личность, как мастер своего дела очень полно.

        Моисей Петрович Мазур был устремлен в будущее, и будущее достойно оценит его. Я верю, что труженикам музыки память о нем, его опыт с годами окажутся все более нужными.

Михаил Бялик,

музыковед, профессор

Санкт-Петербургской консерватории,

заслуженный деятель искусств России