Методические документы

Инновационные и экспериментальные программы и учебно-методические пособия преподавателей СПб ГБУ ДО «ДШИ ОЦЭВ», используемые в образовательном процессе

Модели образования детей в разных подразделениях Центра, а также особенности организации образовательного процесса отрабатываются в рамках экспериментальной и инновационной деятельности.

Большинство подразделений и отделов Охтинского центра работают по инновационным программам и учебным планам. Эти программы обеспечивают свободу выбора обучающимися и их родителями уровня образования и режима его освоения. Учащимся предлагается широкий набор видов творческой деятельности, позволяющий обучающимся осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей.

Подготовительное отделение Центра предоставляет родителям возможность выбрать для своего ребенка оптимальный возраст для начала обучения (от 3,5 до 6 лет) и направление обучения: музыка, хореография, изобразительное искусство.

В течение многих лет в Охтинском центре отрабатывалась комплексная модель развития дошкольника. На базе детского сада №4 Красногвардейского района реализовывались развернутые учебные планы эстетического развития детей с раннего возраста, происходило первоначальное творческое знакомство с различными видами искусства, что позволяло при переходе к школьной ступени образования сделать осознанный выбор вида искусства и степени его освоения — от любительского до профессионального.

Преподавателями подготовительного отделения разработаны инновационные программы по предметам:

  • «музыкальное воспитание»,
  • «сольфеджио»,
  • «музыкальная пластика»,
  • «основы изобразительного искусства».

При создании программ использованы современные методики К. Орфа, В.В. Кирюшина, Г.А. Шатковского, В. Емельянова, А.И. Бурениной.

Преподаватели отделения принимают участие в городских и всероссийских конференциях, выступают на них с открытыми уроками и докладами. В 2013 году они провели семинар для преподавателей города «Учимся играя», на котором осветили различные аспекты развития дошкольников.

Хоровой отдел Охтинского центра был создан в 1976 году. Этот отдел стал первым хоровым отделом в музыкальных школах России. Под многолетним руководством Л.А. Аншелеса были разработаны авторские программы и учебные планы хорового отдела, уникальные методики преподавания сольфеджио и фортепиано, обучения чтению хоровых партитур и импровизации, по которым обучаются дети во многих музыкальных школах страны.

Успешная работа отдела возможна благодаря разработанному педагогическим коллективом авторскому учебному плану и программам по предметам, входящим в него:

  • программам по сольфеджио и индивидуальному сольфеджио, включающим раннее обучение детей гармонии,
  • программе по чтению хоровых партитур,
  • программе по чтению с листа и транспонированию в классе фортепиано,
  • программе по аккомпанементу, предполагающей формирование этого навыка, начиная с первых лет обучения,
  • программе по импровизации в классе фортепиано.

Преподаватели отдела неоднократно знакомили со своими методическими инновациями педагогов города на курсах повышения квалификации УМЦ СПб, выступали с мастер-классами в других городах. Разработаны и изданы методические пособия и сборники педагогического репертуара, которые нашли широкую востребованность в педагогической практике и неоднократно переиздавались.

В вариативную часть нового учебного плана хорового отдела, адаптированного к Федеральным государственным требованиям, включены учебные предметы, обязательные для всех учащихся:

  • В.01.УП.01 «Индивидуальное сольфеджио»,
  • В.01.УП.02 «Чтение с листа и транспонирование»
  • В.01.УП.03 «Чтение хоровых партитур»
  • В.01.УП.04 «Аккомпанемент».

Программы по этим предметам, традиционно входящим в учебный план отдела, образуют единый учебно-методический комплекс, в котором четко реализуются межпредметные связи.

Такие межпредметные связи реализуются в двух направлениях.

Преемственность учебных предметов предполагает подготовку обучающихся к освоению и развитию навыка на более сложном уровне на следующем этапе обучения. Например:

1)    в начальных классах на уроках сольфеджио и индивидуального сольфеджио дети начинают работу над исполнением двухголосной, а затем и трехголосной хоровой партитуры; при этом закладываются не только навыки слышания и исполнения многоголосия, его анализа, но и осваиваются основные приемы исполнения хоровой партитуры, которые затем совершенствуются на уроках по предмету «чтение хоровых партитур»;

2)    в классе фортепиано на уроках по чтению с листа и транспонированию большое внимание уделяется осознанию гармонии и тех типов фортепианной фактуры, которые характерны для аккомпанементов в песнях и романсах, с которыми ученик будет работать в классе аккомпанемента.

Программы каждого этапа обучения взаимно дополняют друг друга, дают ребенку возможность рассмотреть элементы музыкального языка с разных сторон.

  1. Развитие ладового слышания и освоение широкого круга тональностей на уроках сольфеджио подкрепляется транспонированием (как обязательным приемом работы) в классе фортепиано.
  2. Раннее знакомство с гармонией становится возможным благодаря совместной работе преподавателей сольфеджио и пианистов через игру кадансов и гармонических оборотов в различных фактурных вариантах, гармоническому анализу, подбору аккомпанементов и транспонированию.
  3. Работа с хором над органическим сочетанием слова и музыки совершенствует интонирование и фразировку на фортепиано. Эта работа продолжается в классе аккомпанемента — ученик должен не только грамотно исполнить фортепианное сопровождение, но и осмысленно и выразительно сам спеть вокальную партию.
  4. На уроках хора используется методически направленный сольфеджийный материал («учебно-технологические» песни, на которых легко отрабатываются ладо-мелодические и ладо-интервальные связи, ритмические группы и т.д.)
    • На основе хорового репертуара закрепляются понятия: лад, тональность, темп, штрихи (артикуляция), нюансы и т.д.
    • Транспонирование песен на основе осознания ступеней тональности является постоянным приемом работы и на хоровых занятиях, и на уроках сольфеджио, и в классе фортепиано.
    • Хоровой материал используется на уроках сольфеджио для подбора, записи и транспонирования, гармонического и структурного анализа,
    • Навык чтения с листа постоянно закрепляется на хоре – с листа сольфеджируются и хоровые партитуры, и примеры из сб. «Сольфеджио» под ред. Б. Калмыкова и Г. Фридкина.

Традиционно на зачетах и контрольных уроках по всем предметам учебного плана отдела присутствуют и участвуют в обсуждении преподаватели, ведущие в данном классе различные предметы. Это позволяет проследить результаты обучения ребенка в комплексе, с различных сторон.

Методические пособия, разработанные преподавателями УП «Фортепиано» хорового отдела ОЦЭВ:

  • Сборник «И в каждом звуке целый мир…», ч. I – СПб, «Веди», 1999, ч. II – СПб, «Союз художников», 2001.
  • Сборник «Музыкальная копилка», чч. I и II, СПб, «Союз художников», 2004.
  • Сборник «Шпаргалка к техническому зачету», СПб, «Нота», 2009.
  • Сборник «Долина красной реки», СПб, «Союз художников», 2002.
  • «Учусь аккомпанировать». Хрестоматия для ДМШ. 4-7 класс. СПб, «Невская нота», 2008.
  • «В легком жанре: играем и поем». Учебное пособие по классу аккомпанемента. СПб, «Композитор», 2009.

Преподаватели оркестровых отделов – струнных инструментов и духовых и ударных инструментов – большое внимание уделяют формированию учебного репертуара.

Созданы широко используемые в педагогической практике учебные пособия:

  • Боровецкая Г.Г. «Хрестоматия для гобоя с методическими рекомендациями» 1-2 кл., 3 кл., 4 кл., 5 кл., СПб, «Композитор»;
  • Ловецкий В.А. «Хрестоматия для малого барабана и ф-но», «Виртуозные концертные пьесы для ксилофона и ф-но», «Легкие концертные пьесы для ксилофона», «Партитуры танцевальных ритмов для ритмической группы оркестра» и др. СПб, «Композитор».

В сфере методических интересов преподавателей – начальное обучение:

  • Н.Б. Зимина «Скрипичная азбука», М., «Композитор», 2002.
  • С.А. Яневич «Давай поиграем! Как подготовить ребенка к обучению в музыкальной школе», СПб, «Союз художников», 2007.
  • Н.Н. Карш «Маленькие сказки для арфы» (учебное пособие для начинающих арфистов с методическими комментариями А.Я. Куркановой).

Преподавателями струнного отдела Н.В. Толбухиной и Н.В. Никаноровой в 2012 году разработана новая подробная программа по учебному предмету «ансамбль». В программе освещены различные формы ансамблевого музицирования, даны подробные методические рекомендации и подробные репертуарные списки.

Успешная реализация программы обеспечивается репертуарными сборниками, созданными преподавателями ОЦЭВ:

  • «Играем вместе». Камерные ансамбли для младших классов ДШИ. Сост. Н.В. Толбухина
  • «Легкие дуэты для двух скрипок или скрипки и флейты траверсо». Сост. Н.В. Никанорова
  • Н.Н. Карш «Романтическое трио». Пьесы для скрипки, виолончели и ф-но
  • Сборники авторских переложений Н.Н. Карш для детских ансамблей:
    • Концертные пьесы зарубежных и русских композиторов для двух и трех скрипок
    • Пьесы «На бис» для ансамбля виолончелистов и ф-но

На отделах народных инструментов большое внимание уделяется работе с репертуаром – создаются переложения произведений мировой классики для солистов, ансамблей, оркестров, аранжировки народной и современной музыки. Широко используются в педагогической практике в Санкт-Петербурге и других городах России репертуарные сборники, созданные:

  • А.В. Зверевым (балалайка, домра),
  • К.А. Шахановым (гусли звончатые),
  • Л.А. Петуховой (домра, малые ансамбли народных инструментов).

Преподаватели фортепианного отдела принимали участие в разработке «Программы фортепиано» для ДШИ Санкт-Петербурга (Н.Б. Резник, Н.Н. Перунова).

Созданы широко используемые в педагогической практике учебные пособия по техническому развитию учащихся:

  • Л.М. Борухзон, С.В. Морено «Гаммы и арпеджио для фортепиано (для ДМШ)»,
  • З.Б. Баранова, Л.Т. Аншелес, Н.Н. Перунова «Ступени мастерства. Этюды. 1-4 классы ДШИ» (8 выпусков).

С формами творческого музицирования на фортепианном отделе Охтинского центра педагогическую общественность России познакомила Л.М. Борухзон в учебном пособии «Азбука музыкальной фантазии» и серии детских опер, которые сочинили дети – участники театра «Вокруг рояля»: «Колечко», «Красная шапочка», «Мы любим Вас, маэстро Гайдн» (издательство «Композитор», СПб).

Авторская учебная программа Л.М. Борухзон «Детский музыкальный театр «Вокруг рояля» – главной особенностью этого музыкального коллектива является то, что его участники сами сочиняют и исполняют созданные ими оперы и мюзиклы – подробно отражает различные аспекты творческого развития учеников:

  •  формирование навыков импровизации и композиции,
  •  обучение основам актерского мастерства и сценического движения,
  •  освоение детьми музыкального языка различных эпох и стилей.

Пользуются популярностью и регулярно переиздаются издательством «Композитор СПб» сборники переложений для ф-но в 4 руки «За роялем всей семьей» (под ред.С.В. Морено).

В 2012-2013 гг. были изданы учебные пособия:

  • «Учитель и ученик». Пособие по чтению с листа. Сост. Н.В. Андреева, З.Б. Баранова, Т.А. Колесникова,
  • «Я танцую и играю». Легкие танцы для уроков общего курса фортепиано на хореографических отделениях ДШИ. Сост. И.В. Бровина, Н.В. Акульшина, А.О. Анисько,
  • «От менуэта к вальсу». Историко-бытовой танец в фортепианных пьесах для детей. Сост. И.В. Бровина, Н.В. Акульшина, А.О. Анисько
  • «Первые джазовые стандарты». Переложения и обработки А. Гладышева

 

В Охтинском центре работают четыре отделения, учебные планы и все программы которых можно считать уникальными:

  • театральное отделение,
  • художественное отделение,
  • музыкальные классы – срок обучения 11 лет,
  • музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей.

Театральное отделение Охтинского центра – первое в России в системе детских школ искусств. Впервые создавались учебный план театрального отделения и программы по входящим в него учебным предметам: «театральные игры», «актерское мастерство», «сценическое движение», «сценическая речь», «танец», «музыка», «беседы о театре». Полученное начальное театральное образование помогает выпускникам быть успешными в самых разных профессиях; на традиционные встречи выпускников приходят артисты, режиссеры, журналисты, юристы, экономисты, руководители различных фирм.

На художественном отделении реализуется идея непрерывного начального художественного образования детей с 7 до 18 лет. Разработанные преподавателями отдела авторские концепция образования, учебный план и программы были представлены на Всероссийский смотр-конкурс методических работ. Руководитель отдела О.П. Зиновьева и авторский коллектив стали победителями конкурса, их разработка опубликована. Продолжая традиции методической работы на отделе, молодые преподаватели с интересом создают новые учебные пособия, методические разработки, участвуют в конкурсах педагогических работ. В 2012 году победителем Санкт-Петербургского конкурса «Педагогические надежды» стал преподаватель – выпускник отдела К.Ю. Балкосадский.

Музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей (срок обучения 12 лет) работают по авторским учебным планам и программам. Особенностью обучения является сочетание традиционной для детской музыкальной школы системы, охватывающей привычный круг предметов учебного плана ДМШ (специальный музыкальный инструмент, сольфеджио, музыкальная литература, хор и т.д.) с нетрадиционными методиками преподавания этих предметов, обусловленными особенностями психофизического развития данной группы учащихся. Впервые в России обучение ведется с изучением нотной грамоты по Брайлю и чтением нот по Брайлю.

Преподавателем О.Г. Наумовой созданы уникальные учебные пособия:

  • Сборник фортепианных произведений для начинающего незрячего музыканта.
  • Старинные танцы для фортепиано.

Они вышли в Санкт-Петербургском издательстве «Чтение» (по Брайлю) и в издательстве «Союз художников».

 

Основной характерной особенностью концепции образования в профильных музыкальных классах со сроком обучения 11 лет является отсутствие узконаправленной специализации обучения. Готовя основную часть выпускников к поступлению на факультет музыки РГПУ им. А.И. Герцена, преподаватели хотят видеть в них образованных музыкантов, владеющих широким кругом профессиональных навыков, самыми разнообразными практическими преломлениями своей специальности.

Каждый выпускник музыкальных классов должен

  • свободно владеть музыкальным инструментом (включая навыки творческого музицирования),
  • получить основы вокальной и дирижерской подготовки,
  • уметь общаться со слушателями различного уровня подготовки, начиная от детской аудитории,
  • обладать не только музыкальными, но и психологическими, педагогическими знаниями, широкой общей культурой.

Все эти задачи находят свое отражение в учебном плане.

Уже на начальном этапе (подготовительный отдел ОЦЭВ, начальные классы) процесс обучения значительно интенсифицируется. По сравнению с учебным планом ДШИ, увеличено количество часов, отведенных на различные формы группового музицирования, вводятся «нетрадиционные» предметы: знакомство с музыкой (вводный курс музыкальной литературы), импровизация – во 2-3 классах групповая, затем индивидуальная, индивидуальное сольфеджио, ансамбль – фортепианный или инструментальный (как предмет по выбору).

В средних классах большее внимание уделяется специализации учащихся по отделам (фортепианному, хоровому, оркестровом, народному). Закладывается база профессионального владения музыкальным инструментом. Ведется значительная концертная практика (участие в абонементных концертах в залах СПб, выездных концертах в школы города и области и т.п.). Навыки, полученные в начальной школе, позволяют учащимся успешно работать в оркестровых и хоровых коллективах Центра, играть в различных ансамблях.

В рамках часов, отведенных на предмет по выбору, осуществляется обучение по дифференцированным учебным планам. Варьируя в разных классах предмет по выбору, учащиеся получают широкое представление о возможных сферах своей будущей профессиональной деятельности, имеют возможность попробовать свои силы в различных областях музыкального искусства. Они могут продолжить занятия импровизацией, индивидуальным сольфеджио, обучаться в классах композиции или вокала, органном или концертмейстерском классах, знакомиться с азами дирижерского искусства.

Таким образом, переходя в старшие классы, каждый из учащихся может выбрать профиль обучения, соответствующий его интересам, данным и подготовке.

В старших классах существуют три основных направления музыкального образования, определяемые приемными требованиями избираемых вузов:

  • будущие абитуриенты консерваторий (теоретики, дирижеры-хоровики, инструменталисты) обучаются по программам, разработанным на основе программ соответствующих отделов специальных музыкальных школ-десятилеток,
  • программы абитуриентов факультета музыки РГПУ ориентированы на приемные требования этого вуза,
  • старшеклассники, готовящиеся к поступлению в гуманитарные вузы, занимаются музыкальными предметами в объеме обязательной общей музыкальной подготовки (большее число часов практического группового музицирования – оркестра, хора, ансамбля, не требующих специальной многочасовой домашней подготовки, меньшее – часов индивидуальных дисциплин).

Возможность индивидуального направления обучения обеспечивается содержащимися в учебном плане старших классов вариантными часами (предмет по профилю вуза): групповыми спецкурсами (расширенный курс истории музыки, музыкального анализа и т.п.), индивидуальными предметами (вокал, дирижирование, индивидуальные гармония и сольфеджио, камерный, концертмейстерский, органный классы, классы импровизации, композиции, вокала и т.д.).

Авторские программы по учебным предметам «групповая импровизация» и «композиция» разработаны Н.Н. Карш, членом Союза композиторов РФ. Н.Н. Карш принимала участие в создании учебных пособий по творческому музицированию и движению «Посвящение Карлу Орфу» — 5 выпусков (издательство «Невская нота»), которое используется в педагогической практике во многих школах России.

Разработанная М.М. Левиным программа раннего обучения в органном классе (с 10-11 лет) дает возможность выпускникам успешно поступать на специальность «орган» в музыкальные вузы города.

Взаимодействие СПб ГБУ ДО «ДШИ ОЦЭВ» с творческими образовательными организациями и организациями культуры и искусства

Ориентируя значительную часть учащихся на продолжение профессионального обучения в области искусства, Охтинский центр осуществляет творческие контакты с вузами и ССОУ города.

В качестве консультантов, проводящих мастер-классы с профессионально ориентированными учащимися и наблюдающих за их развитием, многие годы работают ведущие преподаватели Санкт-Петербургской государственной консерватории:

  • профессор, зав.кафедрой специального фортепиано Е.А. Мурина,
  • профессор Е.М. Казарина (скрипка),
  • профессор К.Б. Соколов (кафедра деревянных духовых инструментов),
  • профессор О.М. Шаров.

Долгие годы существовал подобный творческий контакт с Б.П. Виноградовым (тромбон), П.И. Говорушко (баян-аккордеон).

Помощь в профессиональном развитии учащихся оказывают преподаватели музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова Т.Г. Горенкриг (ансамбль), А.А. Сухоцкий (деревянные духовые инструменты).

С 1989 года музыкальные классы (срок обучения 11 лет) работают в тесном контакте с факультетом музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Первые учебные планы и программы этих классов рецензировались членами Ученого совета факультета, были одобрены и рекомендованы к реализации.

Постоянный контакт с факультетом осуществлялся через кураторов, которые были членами экзаменационных комиссий в музыкальных классах по предметам музыкально-теоретического цикла, по специальному музыкальному инструменту, по вокалу. Более 10 лет выпускники Центра поступали на факультет как профессионально ориентированная группа.

Многие преподаватели Центра являются членами творческих союзов РФ – Союза композиторов, Союза художников, Союза концертных деятелей.

Проводятся совместные мероприятия:

  • Международный конкурс им. М. Юдиной традиционно проходит в Большом зале ОЦЭВ; в рабочей группе по организации конкурса работают преподаватели ОЦЭВ;
  • в концертах и фестивалях, организуемых Союзом композиторов в зале Дома композиторов и на других концертных площадках города, постоянными участниками являются учащиеся Центра.

При организации и проведении Открытого Всероссийского конкурса детских и юношеских ансамблей «Традиция и современность» имени М.П. Мазура реализуется творческое взаимодействие с кафедрами ансамбля СПбГК. В жюри конкурса входят ведущие преподаватели консерватории. Конкурс «Традиция и современность» – член Ассоциации музыкальных конкурсов России.

Международный конкурс «Исполнитель – композитор» также является членом АМКР, Он проводится при большой организационной поддержке Союза композиторов РФ.

Охтинский центр работает в контакте с Учебно-методическими центрами Комитета по культуре СПб и Комитета по культуре Ленинградской области. Преподаватели Центра привлекаются для проведения занятий на курсах повышения квалификации преподавателей фортепиано, хоровых и теоретических дисциплин.

Особая форма взаимодействия с образовательными и творческими организациями других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья – работа преподавателей Центра в качестве членов жюри детских конкурсов.

Постоянным членом жюри детских хоровых конкурсов является Л.А. Аншелес – президент Северо-Западного отделения Всемирного хорового общества.

Членами жюри международных конкурсов юных пианистов были Л.М. Борухзон (Финляндия, Швеция, Украина и др.), Е.А. Матяш (Швеция), Н.В. Толбухина (Международный конкурс им. С. Савшинского, СПб).

Членами жюри региональных конкурсов становились Е.И. Козлова, Н.Н. Перунова, Ю.С. Губарева.

Более 20 преподавателей Центра регулярно выезжают в другие города России и за ее рубежи для проведения семинаров и мастер-классов. География таких мероприятий очень широка: США, Великобритания, Германия, Швеция, Финляндия, Украина, Белоруссия, Эстония, регионы европейской части России.