Музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей

История создания

Вопрос о создании музыкальной школы для незрячих детей впервые прозвучал в решении Ленгорсовета 1986 года. В марте 1991 года по инициативе ВОС (Всероссийское общество слепых) и АРДИЗ (Ассоциация родителей детей-инвалидов по зрению) в Комитете по культуре при участии Комитета по образованию состоялось совещание по организации музыкального обучения слепых и слабовидящих детей.

В мае 1991 года был сделан первый набор в музыкальную школу для незрячих детей, которая открылась как филиал ОЦЭВ (тогда – районной музыкальной школы № 26) в помещении школы-интерната № 1 для слепых и слабовидящих детей. У истоков создания филиала стояли два руководителя: М.П. Мазур – директор ОЦЭВ и В.П. Мезрин – директор школы-интерната. Первым завучем открывшегося филиала стала преподаватель Охтинского центра Э.Г. Маркова.

ОЦЭВ взял на себя организацию учебного процесса, обеспечение педагогическими кадрами; школа-интернат разместила филиал в своих стенах, переоборудовав часть помещений. В настоящее время в музыкальных классах для слепых и слабовидящих детей на фортепианном и хоровом отделах, в классе домры и балалайки и классе баяна и аккордеона 14 педагогов обучают 80 детей с глубокими нарушениями зрения. С 1994 года филиал возглавляет О.Г. Наумова.

Педагогами разработаны двухуровневые адаптированные учебные планы по каждому предмету.Спецификой нашей работы является то, что обучение слепых детей ведётся по точечно-рельефной нотации, изобретённой французским незрячим музыкантом Луи Брайлем в середине XIX века.Поэтому в учебном плане, кроме традиционных для музыкальной школы предметов, есть специфический – нотная грамота по системе Луи Брайля.

За 22 года создана библиотека брайлевской нотной литературы (около 1000 экземпляров).

Преподаватели

Методическая работа

1999 г. — Коллективом педагогов разработана социально-реабилитационная программа «Творческая реабилитация незрячих детей «Хор и оркестр-99»

2005 г. — Презентация авторской методики преподавания нотной грамоты по системе Брайля на Международном семинаре по обучению музыке слепых детей (Прага, Чехия) – педагоги А.А. Говорова, О.Г. Наумова, В.А. Демченко.

2006 г. — Выступление на Всероссийском семинаре, посвящённом проблемам обучения музыке незрячих детей в рамках благотворительной программы «Тысяча городов России» (Москва) – педагог О.Г. Наумова.

2007 г. — Презентация авторского учебного пособия «Нотная грамота Брайля», 1-й класс (Курск) – педагог О.Г. Наумова.

2009 г. — Доклад на Всероссийском обучающем семинаре-тренинге «Организация профессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» (Кисловодск) – педагог О.Г. Наумова.

2009 г. — Доклады педагогов Н.В. Строковой, В.А. Демченко, А.А. Говоровой на Международной научно-практической конференции в рамках фестиваля «Шаг навстречу».
2011 г. — Педагогами О.Г. Наумовой, И.Г. Вердиш, В.А. Демченко, А.А. Говоровой издан «Сборник фортепианных пьес для начинающего незрячего музыканта» в двух тетрадях точечно-рельефным шрифтом Брайля (издательство «Чтение»).

2012 г. — Педагогами О.Г. Наумовой, И.Г. Вердиш, В.А. Демченко, А.А. Говоровой издан сборник для фортепиано «Старинные танцы» точечно-рельефным шрифтом в издательстве «Чтение» и плоскопечатный аналог в издательстве «Союз художников».

Концерты и конкурсы

Учащиеся музыкальных классов для слепых и слабовидящих детей ведут активную концертную деятельность, участвуют в конкурсах и фестивалях, становясь лауреатами (Международный конкурс им. Л. Брайля (Москва), Международный конкурс незрячих музыкантов (г. Курск), Международный конкурс «Окрась мир звуками» (Санкт-Петербург), Международный конкурс «Золотой Феникс» (Санкт-Петербург), Международный конкурс народных инструментов (г. Тихвин), Международный конкурс им. Н.Н. Калинина «Метелица» (Санкт-Петербург).

Концертный хор (хормейстер С.С. Галимова) становился лауреатом международных конкурсов «Звуки и краски мира», «Окрась мир звуками» и других.

Наши выпускники

Наиболее талантливые из выпускников приняли решение связать свою жизнь с музыкой и поступили в средние специальные и высшие учебные заведения: Курский специальный музыкальный колледж, Санкт-Петербургский музыкально-педагогический колледж № 3, Ленинградский областной педагогический университет им. А.С. Пушкина (музыкальный факультет), Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (факультет музыки), Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств.

 

В настоящее время трое выпускников, получив высшее образование, работают в музыкальных классах для слепых и слабовидящих детей в качестве преподавателей: Демченко В.А., Говорова А.А., Акимов М.Б.

Преподаватель Демченко В.А. в 2013 году стала лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга «Педагогические надежды».